Осознанный рай или Любовь и свобода

«Доктор, я буду жить? - Нууу... а смысл?» Этот давний анекдот как нельзя точно описывает вечный фокус, который может случиться с каждым: мы не думаем о смысле жизни, но когда он утрачен, жизнь оказывается под вопросом. При этом человек может назначить своим смыслом что угодно, сейчас не об этом. А о том, что любой родитель меньше всего хочет оказаться перед лицом депрессии, апатии, отсутствия всяких устремлений и желаний своего ребенка.

Ведь, в идеале, чего мы хотим для детей, говоря об их СЧАСТЬЕ? Да вот именно этого - наполненности, осмысленности и желанности для них той жизни, которой они станут жить. Современные родители более или менее согласны в том, что у ребенка есть право выбирать и строить свою жизнь на свое усмотрение, но родительское сердце никогда не перестанет горячо желать, чтобы этот выбор был ребенку в радость, сделал его самодостаточным - свободным и любимым.

И больно, и горько, когда «они ничего не хотят». Мы чувствуем и знаем - это неправильно, так не должно быть! Это какая-то болезнь воли и чувств, и в том числе она может быть отложенным следствием травмы в четвертой базовой перинатальной матрице (БПМ IV), о которой сейчас и пойдет речь.

Четвертая матрица называется «осознанным раем», поскольку охватывает первые дни, особенно - первые часы после появления ребенка на свет. Все опасности и трудности родов позади, ребенок может, наконец, свободно двигать руками и ногами, может сам дышать, он обретает свободу. В идеале, выбравшись из материнского лона, он не теряет и любовь - родители с ним, любят и заботятся.

Это снова «рай» - кормят, нежат, все спокойно и хорошо, но для прошедшего через испытания ребенка это - уже другое переживание. Оно должно укрепить в новорожденном знание, что ВСЕ НЕ НАПРАСНО. После бездумного блаженства первой матрицы (беременности) и испытаний второй и третьей (собственно, рождения) ребенок попадает в немыслимую для него прежде жизнь, где иные физические законы (не амниотическая вселенная), где он дышит иначе, питается иначе, где он скоро научится сам ходить(!) и говорить(!!), где жизнь предъявляет новые требования и показывает раньше невозможные задачи. Он уже существует по другим законам, изменился сам, и все-таки это по-прежнему он. Поразительный опыт! Потеряв все, что было ценного в прежней жизни эмбриона, ребенок обретает свою жизнь НА НОВОМ УРОВНЕ бытия. Эта матрица учит нас доверять переменам и испытаниям, которые сделают нас другими, откроют нам новые измерения жизни, а мы тем не менее будем СОБОЙ и не утратим любовь.

Чтобы это знание стало частью опыта новорожденного, важно понимать и учитывать его переживания в первые минуты и часы после рождения. Пожалуй, только в последние годы врачи стали понимать, что до появления на свет ребенок пребывал в полной темноте, и его глазам нужно время, чтобы привыкнуть к свету. Поэтому яркий свет в родильном зале станет для ребенка сильным стрессом, сравнимым с тем, как если бы вас разбудили среди ночи светом прожектора прямо в глаза - это обескураживает, пугает. Ушки его тоже не слышали ничего громче звуков маминого тела, иногда приглушенно - голоса или музыку. Так что лучше не кричать и даже не говорить громко, не звякать инструментами. Иначе ребенок будет в шоке от шума.

До XX века рождения нового домочадца ждала семья, приглашали повитуху, которая часто тоже хорошо знала этих людей, процесс появления на свет нового человека был глубоко личным, интимным, можно сказать - священным для этой семьи. Здесь ждали только его и именно его, что создавало особую атмосферу этого момента, позднее утраченную, во всяком случае, в советских роддомах дежурным и равнодушно-конвейерным отношением. Женщина становилась безличной пациенткой, ребенок именовался «плодом», как фрукт. Так стартовала судьба, и это не прошло бесследно для многих советских людей, вынужденных иногда всю жизнь воевать в себе с привычкой «держать строй и шагать в ногу» - быть как все, в массе.

В чем тут беда? Четвертая матрица учит СВОБОДЕ. И все, что здесь ребенка встретит, «раскрасит» ему свободу самым сильным первым впечатлением о жизни, впечатает этот опыт глубоко в бессознательное.

Зарисовка из не столь давнего прошлого: вот ребенка принимают руки равнодушного врача, холодно (в маме было тепло), в глаза ему бьет яркий свет (так врачу все видно), громкие голоса, а то и крик на соседнем кресле родзала пугают его, потом внезапно он оказывается в страшной пустоте, такой огромной - висящим вниз головой (потому что держат за ножки и шлепают по спине, чтоб откашлялся). Потом накладывают зажимы и сразу же перерезают пуповину. Это не больно, но по ней все еще пульсировала кровь с кислородом, который внезапно кончился, как если рот и нос зажать рукой, и от страха пришлось вдохнуть слишком резко, и кислород обжег нежные легкие, так что в будущем дышать ребенок будет осторожно, не полной грудью - сам не замечая и не догадываясь - отчего... Дальше кладут на твердое и холодное - весы, потом обмывают, крепко спеленывают: так, что не расправить занемевших рук и ног, не пошевелиться (интересно, сколько выдержал бы лежать так связанным вменяемый взрослый?). Капают чем-то пекучим в глаза - обязательная дезинфекция. Сразу или чуть погодя колют пятку - прививка. И самое жуткое для ребенка в том, что его не дают маме. Его уносят или увозят. "Мама не берет меня к себе!.."- вот что он понимает.

Ласковая встреча, что и говорить!..

Новорожденный человек не может встать на ножки и поковылять за своими, как жеребенок, например. Человеческий ребенок совсем беспомощен без мамы. И когда после рождения он остается один, ему очень страшно, ведь он чувствует, что мир не принимает его, его тут не любят, он не нужен, почему-то даже маме не подошел. Свобода пропитывается одиночеством и становится травмой. Для многих взрослых «свободен» чувствуется как «один», «сам». Это - один из признаков того, что в четвертой матрице пришлось тяжко.

Следствием такой травмы может быть убежденность, что «меня нельзя любить просто так» (надо заслуживать), «мир - совсем не дружелюбное место» (никому нельзя доверять), «человек человеку - волк», «такой, как есть, я никому не нужен» (обречен на одиночество), а также повышенная тревожность, неуверенность, трудности с адаптацией, страх открытых пространств и зависимости разного рода.

Люди не умеют быть свободными, т.е. «собой» с любимыми, поскольку боятся их потерять настолько, что иногда даже начинать отношения не решаются. Люди не верят, что их можно любить, поэтому стараются эту любовь «заслужить», а в итоге несчастны. Люди боятся выразить себя, поскольку уверены, что они не ценны и не интересны. Люди мучительно зациклены на себе и своих горестях, поскольку мир кажется им чужим и враждебным. Люди боятся результата (итога) своих усилий иногда так сильно, что сами неосознанно саботируют его достижение (ломают ногу перед свадьбой, теряют собранные на покупку деньги). От одиночества и страха люди стремятся забыться любой ценой, увязая, теряя себя в зависимостях (пищевых, игровых). Люди могут очень бояться нового и перемен. И все это - четвертая матрица, вход в жизнь...

Каким же должен быть благополучный старт биографии?

Ребенок появляется на свет в помещении, где нет лишних людей, только родители (оба) и врач. Пусть здесь будет тихо и приглушенный свет, глаза ребенка привыкнут к нему постепенно. Когда ребенок родился, его нужно уложить на мамин живот - это место ему знакомо, и, лежа на теплом мамином теле, ребенок освоится с новым миром мягко и спокойно. Мама положит ладони на спинку и голову, чтобы ребенок чувствовал себя в большом пространстве защищенно и уютно. Тихонько родители поговорят с ним, скажут: «Ну здравствуй, солнышко, мы так тебя ждали! Какое счастье, что ты уже здесь!..» Пуповину можно отсечь уже когда родилась плацента, и ребенок уже точно дышит сам. Хорошо, если папа возьмет ребенка в руки (у мужчин тем скорее возникнет любовь к ребенку, чем больше будет тактильного контакта). Можно подержать ребенка в теплой воде - он успокоится и расслабится, вспомнит свою первую матрицу. Потом обязательно вернуть к маме и покормить.

Молока пока еще не будет, но будет молозиво - бесценная смазка и подготовка ЖКТ ребенка к еде, универсальная прививка (мамин подарок иммунитету). Пока ребенок пытается сосать, он размещает материнскому организму «заказ» на молоко. Очень важно приложить ребенка сразу после рождения - это создает особую связь между мамой и ребенком, благодаря которой мама чувствует и понимает ребенка (что с ним, что ему нужно), любит его и настроена с ним «на одну волну». И первые часы и дни ребенку лучше всего повести «кожа к коже» на теле мамы или папы. Даже дети с трудностями сердечной функции и в дыхательной системе показывали статистически лучшие результаты адаптации и легче стабилизировались, находясь на теле родителя (В.и М. Сирс). После кесаревого сечения особенно нужно, чтобы папа как можно больше и дольше держал ребенка на руках или на себе. Родившиеся раньше времени дети также быстрее набирают вес и лучше растут, проводя как можно больше времени буквально на теле мамы или папы. Лучше материнского молока для младенца нет еды. Конечно, бывают разные обстоятельства, когда приходится идти на компромисс, но человеческое молоко растит не только мышцы, но и мозг, передает ребенку энергию матери, питает любовью. Если ребенку дадут спать с родителями в первые годы - он будет спокойнее и здоровее.

Мы не во всем можем повлиять на само рождение наших детей, но на входе в жизнь лучше встретить их с любовью, которая поведет их к свободе.

Четвертая матрица учит людей доверять переменам, принимать себя таким, как есть, любить и принимать любовь, а главное - свободно узнавать и радоваться всему новому в нашей жизни!

 

З    і турботою про вас -
Психологічна служба Святошинської гімназії

Менторство — это миссия, которая требует от человка самоотдачи и любви к своей работе.

Именно поэтому наши менторы не являются просто классными людьми, учителями или преподавателями. Они скорее наставники, которые помагают гимназистам расти личностно и социально.

Главным заданием менторов в Key School является мотивация детей к постоянному самосовершенствованию.

Показателем эффективности наставничества виступает уровень качественных изменений в развитии учеников школы.

Мотивация

Основную часть своего времени менторы проводят с детьми, мотивируя их собственным примерам.

Если для своего ребенка ви хотите развития, если мечтаете для него про друга-наставника, которые будет помагать в достижении желаемого результата, присоединяйтесь к обучению в Key School! И это станет полезным и продуктивным периодом жизни Вашего ребенка.

Забронировать место